Эксперты центра ИРАB объяснят, почему задержка развития речи у ребенка может быть связана с неправильной переработкой сенсорной информации. Как утолить «сенсорный голод» у ребенка, и какие направления работы требуется вести для получения желаемого результата, подробно описано в данной статье.
Рассказываем как методы сенсорной интеграции связаны с речью
Задержка развития речи может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.
Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаковы важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.
Мы с вами уже давно изучаем кирпичики «коммуникативного дома» и сегодня поговорим про навык «очередность в коммуникации».
Другими словами - умение вести диалог: понимать, что коммуникация — это всегда обмен сообщениями (не монолог), и необходимо соблюдать свою очередь, наблюдая за другим человеком и отвечая на его сообщения, сохраняя смысл диалога. Ребенок, который плохо понимает, что есть очередность и единая тема в коммуникации, не будет знать, как использовать слова и жесты именно для общения.
С точки зрения развития процесса сенсорной интеграции здесь могут быть следующие трудности:
Гиперчувствительность любых сенсорных систем.
Такую ситуацию можно себе представить, как трогать слишком горячий предмет, или слишком колючий - терпения хватит на 1-2 раза.
Также и у высокочувствительного ребенка - его хватает на 1-2 вопроса во время общения и дальше он не может, поэтому и уходит от общения.
У ребёнка может быть сильный сенсорный поиск. Это такое поведение, когда ребенок навязчиво ищет стимулов, которых не хватает его сенсорной системе, чтобы хорошо ориентироваться в своем теле и в событиях внешнего мира. Ребенок обычно сосредоточен на их получении, тратит на это все свои силы. Чтобы сесть и много раз отвечать взрослому, у него не хватает выдержки, так как он тратит все силы на поиск недостаточных ощущений для хорошего самочувствия.
Направления работы специалистов, применяющих метод сенсорной интеграции для улучшения базовых навыков, необходимых для развития речи.
Регуляция восприятия - снижение гиперчувствительности и улучшение низкой чувствительности, чтобы силы и внимание ребенка тратились на общее развитие.
Метод сенсорной интеграции здесь поможет только для снижения у ребенка нежелательного поведения из-за разбалансированного восприятия, которое мешает ребенку учиться новому.
Для развития способности удерживаться в диалоге с другим человеком ему необходимы занятия со специалистом по коммуникации.
Источник:
Санкт-Петербургский институт ранней помощи "ИРАВ"
https://vk.com/eiispb
Задержка развития речи может быть результатом нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.
Помимо хорошо известных пяти чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния, существует еще два подсознательных чувства, которые одинаковы важны: чувство движения (вестибулярная система) и чувство положения тела (проприоцепция). Эти два чувства работают вместе подсознательно, посылая сигналы в мозг, где информация обрабатывается, организуется и используется. Это называется сенсорной интеграцией. Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам с речью и общим развитием.
Мы с вами уже давно изучаем кирпичики «коммуникативного дома» и сегодня поговорим про навык «очередность в коммуникации».
Другими словами - умение вести диалог: понимать, что коммуникация — это всегда обмен сообщениями (не монолог), и необходимо соблюдать свою очередь, наблюдая за другим человеком и отвечая на его сообщения, сохраняя смысл диалога. Ребенок, который плохо понимает, что есть очередность и единая тема в коммуникации, не будет знать, как использовать слова и жесты именно для общения.
С точки зрения развития процесса сенсорной интеграции здесь могут быть следующие трудности:
Гиперчувствительность любых сенсорных систем.
Такую ситуацию можно себе представить, как трогать слишком горячий предмет, или слишком колючий - терпения хватит на 1-2 раза.
Также и у высокочувствительного ребенка - его хватает на 1-2 вопроса во время общения и дальше он не может, поэтому и уходит от общения.
У ребёнка может быть сильный сенсорный поиск. Это такое поведение, когда ребенок навязчиво ищет стимулов, которых не хватает его сенсорной системе, чтобы хорошо ориентироваться в своем теле и в событиях внешнего мира. Ребенок обычно сосредоточен на их получении, тратит на это все свои силы. Чтобы сесть и много раз отвечать взрослому, у него не хватает выдержки, так как он тратит все силы на поиск недостаточных ощущений для хорошего самочувствия.
Направления работы специалистов, применяющих метод сенсорной интеграции для улучшения базовых навыков, необходимых для развития речи.
Регуляция восприятия - снижение гиперчувствительности и улучшение низкой чувствительности, чтобы силы и внимание ребенка тратились на общее развитие.
Метод сенсорной интеграции здесь поможет только для снижения у ребенка нежелательного поведения из-за разбалансированного восприятия, которое мешает ребенку учиться новому.
Для развития способности удерживаться в диалоге с другим человеком ему необходимы занятия со специалистом по коммуникации.
Источник:
Санкт-Петербургский институт ранней помощи "ИРАВ"
https://vk.com/eiispb